Арт-терапия как творческий метод познания себя

Арт-терапия является одной из форм терапии, где творчество и самовыражение является средством снижения стресса, улучшения самооценки, повышения уровня осознания и решения проблемы. В то время, как многие другие формы терапии зависят от словесного выражения чувств, арт-терапия помогает сделать это в более абстрактной форме. Если вы не готовы озвучить свою проблему, не можете «нащупать» и распознать источник, попробуйте один из предложенных вариантов. Желательно попробовать все упражнения и выбрать то, которое найдет отклик именно у вас.

Не нужно быть художником или человеком творческой профессии, чтобы насладиться преимуществами арт-терапии. Помните, важен не конечный результат, а сам процесс.

Continue reading “Арт-терапия как творческий метод познания себя”

- Ψ -

Почему детям не нужен психолог

Почему детям не нужен психолог
Почему детям не нужен психолог

Очень часто родители обращаются с запросом, «посмотреть» что происходит с ребенком, поговорить с ним, повлиять на него, потому что он совсем не слушается, не учится, не хочет, не слышит, не реагирует на просьбы и много чего еще не делает или делает, но не так. Так вот, помочь ребенку могут только родители. И это им при необходимости нужно консультироваться у психолога. Что бы не происходило с ребенком (здесь не идет речь о детях переживших несчастные случаи, боль, утрату), это результат взаимоотношений в семье, вашего к нему отношения. Вот несколько обязательных правил для общения с детьми. Родители должны не просто знать их, а использовать каждый день.

Безусловное принятие.

В независимости от ситуации, поведения и настроения. Любовь и принятие вашего ребенка, таким какой он есть, со всеми его капризами, сложным характером, агрессией. Не оценивать, какой он помощник, хороший он или плохой ученик. Просто любить, принимать за то, что он ваш ребенок.

Важно! Установление доверительных, теплых отношений, а только потом воспитание!

Нет шантажу и подкупу.

Будешь себя хорошо вести, хорошо учиться, слушаться, не драться – куплю игрушку, планшет, телефон. Не капризничаешь и не дерешься – люблю тебя, а когда ты плохо ведешь себя, я не могу любить тебя. Разговаривать и договариваться, а не шантажировать и подкупать.

Хвалить.

Разозлились, захотели поругать, СТОП! Срочно вспомните и найдите за что похвалить. Вы же замечали, чем больше ругаешь ребенка, тем хуже он себя ведет. Говорить о хороших качествах ребенка, о хороших поступках и действиях – похвала укоренится и не сразу, но даст свои плоды. Когда успокоитесь, разберете ситуацию за которую хотели поругать и поговорите о том, чем недовольны. Устанавливать добрые отношения необходимо до ссор, а не после.

Не переходить на личность.

Высказывать недовольство действиями ребенка и ситуацией, но не ребенком в целом. Не ты плохой, непослушный, ужасный. А «твое поведение сегодня огорчило меня», «то, что ты сделал обидно и неприятно».

«Эмоциональное питание».

Ребенок должен знать, как дорог вам, что бы не случилось и как бы он не вел себя. Чаще обнимайте, просто так без повода. Говорите, как вы рады что он родился у вас, рассказывайте о первых годах его жизни и сколько радости он вам принес своим появлением на свет. Как вам хорошо, когда он дома. Как вы ждете его возвращения из сада, школы. Делайте это несколько раз в день! Потребность любви должна быть удовлетворена. Тогда ребенку будет легче преодолеть трудности, возрастные кризисы, социализацию. И вам он будет доверять, лучше воспринимать меры воспитания.

Не навязывайте ребенку чувства вины.

«Я столько работаю, чтобы обеспечить тебя. Все это ради тебя. Мне приходится, это делать, что бы ты ни в чем не нуждался, а ты неблагодарный». Знакомо? Подобные высказывания заставляют ребенка чувствовать себя виноватым: «Если бы меня не было, то родителям было бы лучше, им бы не приходилось столько работать», «Я плохой, от меня одни неприятности».

Полезное упражнение.

Если вам кажется, что вы практически не ругаете ребенка, не делаете ему замечаний, то проверьте себя, возьмите два листа, ручку и положите на видное место, как только вы похвалили ребенка обняли или сказали что-то приятное запишите на один из листов, на другой записывайте все отрицательные высказывания и команды: «Убери!» «Как ты себя ведешь?», «Ты можешь тише!», «Сколько можно говорить», «Когда ты сядешь за уроки». Все замечания, упреки, недовольства. Можно посчитать в конце дня, но лучше сделать это упражнение дня три подряд. Боюсь, что результат удивит вас. Нам только кажется, что ничего такого мы не говорим.

Это упражнение поможет вам понять, принимаете ли вы своего ребенка. Используйте вышеперечисленные пункты в ежедневном общении. И обязательно почитайте эти две книги Юлии Гиппенрейтер: Общаться с ребенком. Как? и Продолжаем общаться с ребенком. Так?.

- Ψ -

Сериал Пациенты (In Treatment)

Один из моих любимых фильмов, а точнее самый любимый о психотерапии. Если Вам интересно увидеть, что такое психотерапия, как она работает, как проходят сеансы посмотрите этот сериал. В нем показывается весь процесс: с анализом снов, интерпретациями бессознательного, защитными механизмами и переносами.

Сериал Пациенты

Главное действующие лицо – психоаналитик Пол Вестон, владеющий техниками и приемами из разных областей психотерапии. Он несомненный профессионал и виртуоз своего дела. Но в то же время в сериале раскрывается его личность, показывая человека со своими проблемами, страхами, травмами. И на протяжении сериала мы видим как ему так же сложно определить, осознать и проработать их, как и его клиентам.

Сериал нужно смотреть внимательно, наблюдая за действующими лицами, вслушиваясь в каждое слово.

В оригинале сериал называется In Treatment, в отечественном прокате его перевели как Пациенты.

- Ψ -

Ребенок внутри

В каждом из нас есть ребенок, все мы были детьми и храним в себе переживания, впечатления детских лет.

Признать и освободить своего внутреннего ребенка — означает признать и раскрыть свою внутреннюю сущность, спонтанность, радость, творческий потенциал.

Ребенок внутри
Ребенок внутри

Он научит вас быть веселым и непосредственным. Это та часть нашей личности, которой требуется от нас защита, поддержка и поощрение.

Для того, чтобы определить, что ваш внутренний ребенок несчастен или напуган, обратите внимание на повторяющиеся «детские модели» в вашем поведении:

  • нетерпение, желание «все и сразу»;
  • неумение просить, «мог бы и сам (сама) догадаться»;
  • страх ошибок, наказания, лишения любви, если не оправдаю надежды (если не так хорош, не так красив, не так интересен);
  • обидчивость, неумение принимать людей такими какие они есть;
  • неумение отличить главное и важное от второстепенного;
  • перекладывание ответственности на других (они должны!!!);
  • эгоцентризм (Хочу и все! Несмотря ни на что!»);
  • идеализация, игнорирование реальности;
  • уход от ответственности;
  • зависть, гнев, агрессия;
  • притворство, манипулирование людьми;
  • неумение общаться на равных: потребность в похвале, одобрении;
  • зависимость от мнения окружающих;

По тому насколько часто в повседневной жизни, вы возвращаетесь к инфантильным реакциям на ситуации, можно определить потребности вашего ребенка в принятии и заботе.

Теперь вы сами Взрослый и можете дать своему внутреннему ребенку, то чего ему так не хватало в детстве.

Упражнение: Внутренний ребенок.

  1. Останьтесь наедине с собой в спокойной обстановке, закройте глаза и вспомните себя ребенком. Это может быть ситуация из детства которую вы не можете забыть, это так же может быть сон, приснившийся вам в детстве о котором вы помните до сих пор и другие воспоминания.

  2. Рассмотрите внимательно во что вы были одеты, какая прическа у вас была, что вы делали, что чувствовали: смеялись или плакали, были огорчены, испуганы, веселы.

  3. Попробуйте понять, что хочет эта девочка (этот мальчик), что бы вы обняли, успокоили. А может быть он хочет, чтобы вы поиграли с ним, что-то еще. Не спешите, почувствуйте желание своего внутреннего ребенка.

Если Ваш внутренний ребенок хочет, чтобы вы защитили его, позаботились о нем, обнимите его -обнимите себя или приложите руки к груди, покачайтесь так как вы бы укачивали младенца. Скажите ему теплые слова, успокойте его.

Отпустите свои эмоции, думайте о своем внутреннем ребенке, баюкайте его пока он не успокоится. Скажите ему:

  • Я так рад(а) видеть тебя.
  • Я люблю тебя и принимаю таким как ты есть.
  • Я так горжусь и восхищаюсь тобой.
  • Я счастлив(а), что ты – мой ребенок.
  • Ты так красив(а), талантлив(а).

Если при этом упражнении, возникают сложности: ощущения «кома в горле», неловкости, хотите, но не можете плакать, сказать – упражнение необходимо повторять, до тех пор, пока вы не поймете, что хочет ваш внутренний ребенок, а вам станет спокойно. Возможно это не произойдет сразу и за один «сеанс», отпустите свои эмоции и продолжите на следующий день.

Если ваш внутренний ребенок хочет поиграть или повеселиться, побалуйте его: поиграйте, купите ему любимую сладость, игрушку, посмотрите фильм, погуляйте, потанцуйте.

Подумайте о каком отношении к себе вы мечтали в детстве, как вы хотели, чтобы взрослые общались с вами – это поможет вам не только понять своего внутреннего ребенка, но и ваших детей, которых вы растите. Это упражнение дает возможность по-другому взглянуть и на собственных детей, их потребности в вас, вашей поддержке и защите. Когда вы «обретете» своего внутреннего ребенка и поработаете с этой частью вас, только тогда вы сможете воспитать счастливого и жизнерадостного внешнего ребенка – вашего сына, дочь. Помните, только счастливый родитель может сделать счастливым своего ребенка.

Более подробно узнать о работе с внутренним ребенком, вы сможете прочитав книгу Лючии Капачионе «Вернем себе внутреннего ребенка», так же в выявлении «детских моделей» поведения и их проработке будут полезны книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Если у Вас возникли вопросы относительно “внутреннего ребенка” или Вы хотите поделиться своими переживаниями, напишите мне прямо или через контактную форму на сайте.

- Ψ -

Преодолеть свой страх


Страх — неотъемлемая составляющая нашей жизни. Все мы, в той или иной степени, испытываем страх: перед угрозой болезни, возможной катастрофы, страх старости, одиночества, несчастного случая и т.п. Одни страхи сменяются другими. Это не означает, что мы постоянно осознаем и чувствуем их. Некоторые мы вытесняем, на другие вырабатываем защитные механизмы, третьи трансформируются или приписываются другим. Страх существует в каждом человеке независимо от его уровня развития, личностных качеств, образования, вероисповедания и т.п. Если раньше люди боялись «силы природы», немилости богов и боролись со своими страхами посредством жертвоприношений, заклинаний шаманов, то в наше время чаще всего мы боимся самих себя.

Страхи

Существует две категории страхов, так называемые «органические страхи», которые возникают на каждом этапе нашей жизни: первые шаги, новый коллектив, страх перед первым сексуальным опытом, создание собственной семьи, профессиональная деятельность, материнство, страх смерти. Все эти страхи связаны с развитием и адаптацией в социальной среде, с получением нового опыта. Работа с такими страхами всегда еще один шаг вперед к взрослению.

И другая категория — «неопознанные» страхи, которые часто непонятны испытывающим такой страх: страх скопления людей, замкнутого пространства, страх высоты, страх перед безобидными животными и насекомыми.

Страх каждого человека индивидуален и связан с историей его жизни практически с самого рождения. Страх способен как активизировать человека, так и парализовать его. Если человек стремится распознать свой страх, продумать ситуацию вызвавшую его, определить источник своего страха и проработать, то это свидетельствует о его зрелости и развитии. Избегание, нежелание признавать свои страхи ведет к торможению развития, потому как страх всегда возникает в новых или неразрешимых ситуациях, как все новое вместе с интересом и привлекательностью такие жизненные периоды сопровождается страхом.

Угнетенные и сдержанные страхи могут принимать разрушительные формы, приводить к неврозам, депрессиям, в некоторых случаях наблюдается возврат к детским формам поведения. Фармакологические методы борьбы так же бесполезны.

Действенным методом в борьбе со страхами является психологическая помощь. С помощью психотерапии можно отследить историю страха, вскрыть его источники, исследовать взаимосвязь с семьей, с социумом. Переосмыслить и проработать.

Если вы хотите самостоятельно определить свои страхи и методы проработки, советую прочитать книгу Фрица Римана «Основные формы страха», где очень доступно и подробно описываются формы страха и типы личностей, которым присущи те или иные страхи.

- Ψ -

Психотерапия как процесс взаимодействия двух личностей: как это происходит, когда заканчивается и сколько может длиться.


Психотерапия — это своего рода сотрудничество двух заинтересованных личностей, где, так же как при любом сотрудничестве, важен контакт и установление доверительных отношений. На первой встрече терапевт должен предупредить клиента о возможности возникновения трудностей во время терапии, обсудить готовность клиента к обсуждению самых интимных моментов его жизни. Объяснить, как будет проходить терапия и ее завершение.

Психотерапия как процесс взаимодействия двух личностей

Основные качества психотерапевта — доброжелательность, безоценочное принятие, эмпатия, поддержка позитивных изменений в личности клиента.
Началом терапии можно считать психологическое понимание конфликта: анализ вытесненного и защитных механизмов.

В процессе происходит осознание клиентом какую роль он играет в возникновение трудностей и проблем в своей жизни. Например, клиент жалуется на непонимание в семье, конфликт на работе и т.п. и не хочет рассматривать это как результат собственного поведения.

Интерпретация терапевта не всегда принимается клиентом. Очень важна готовность клиента принять интерпретацию. Здесь мы сталкиваемся со страхом разрушения картины мира, или страхом «необъективности» терапевта.

Признаком завершения терапии является восстановление реальной картины своей жизни клиентом. Клиент начинает самостоятельно замечать и понимать свои проблемы. Рефлексирующий, склонный к самоанализу клиент, может дальше помочь себе сам, изредка обращаясь к терапевту за подтверждением правильности понимания своих действий и поддержкой.

Другие клиенты используют терапию как способ высказаться, выплакаться, получить новые знания. Они не хотят что-либо менять или работать с проблемой, им нужна своего рода «беспристрастная жилетка» или интересный собеседник, способный рассказать им о их бессознательных желаниях, интерпретировать сны, озвучить их скрытые желания, «поиграть» в свободные ассоциации и т.п. Их увлекает сам процесс познания себя и уверенность в том, что вся эта информация не выйдет за рамки терапевтического сеанса. Таких клиентов называют «вечный клиент» или «мечта психотерапевта», так как терапия с ним может длиться годами.

Важно помнить, что успех терапии зависит как от терапевта, так и от клиента. Для терапевта работа с клиентом всегда увлекательна и интересна, полна новых открытий и озарений.

В среднем психотерапия длится от 1 до 6 месяцев, при частоте 1-2 раза в неделю.

Несмотря на различие подходов и методов цели психотерапии едины — помочь клиенту обрести самостоятельность и независимость, научиться принимать ответственность за свои поступки и решения. Открыть бесконечный спектр выборов, которые и есть жизнь. Если говорить проще помочь «достигнуть счастья».

- Ψ -